"Воин ты света или не воин света?" (с)
Почему-то этот пост вызывает у меня сложные чувства.
Вроде все красиво и правильно, а все равно есть ощущение, что как-то это как насильно взять и русло направить туда, куда взрослый хочет, а не ребенок. Хотя вроде как учить называть чувства - правильно.
Вроде все красиво и правильно, а все равно есть ощущение, что как-то это как насильно взять и русло направить туда, куда взрослый хочет, а не ребенок. Хотя вроде как учить называть чувства - правильно.
19.03.2018 в 08:01
Пишет Diary best:Отношение к детским чувствамURL записи
Пишет Сердечно:Воспитание внимательного отношения к своим чувствам.URL записи
Любе 2 года.
Сегодня она вернулась от бабушки и дедушки, у которых она провела все выходные.
Это важный опыт для дочки. Опыт расставания со мной на достаточно продолжительное время, который требует от маленького человека душевного мужества. И я внимательно отношусь к этому процессу.
Я звоню маме и распрашиваю, как Люба вела себя у них в гостях. Мама рассказывает, что Люба тосковала, особенно в субботу вечером, когда надо было ложиться спать. Люба уже лежала на руках у мамы, слушала ее песню перед сном, как вдруг сама тихонько захныкала. Мама сказала, что не дала ей плакать, а быстро отвлекла ее сказками.
Этот инцидент, такой обычной в каждой семье, иллюстрирует причину того, почему ребенок по приезду домой ведет себя как маленькое агрессивное чудовище.
Люба перед сном почувствовала одиночество и грусть. Взрослые человек не всегда может совладать с ощущением одиночества, стараясь его всячески заглушить. Что уж говорить о маленьком ребенке. Конечно, она захотела поплакать, чтобы ее покачали и утешили.
К сожалению, моя мама из тех мам, которые боятся сталкиваться с чувствами и их открытыми проявлениями, поэтому считает, что нельзя позволять ребенку грустить - надо сразу отвлечь.
Но грусть никуда от этого не девается. И чувство одиночества тоже не испарилось. Они все еще внутри,
Все это нереализованное рождает в маленьком человеке громадное напряжение, которое будет потом выплеснуто в агрессивном поведении в более безопасной обстановке, т.е. когда ребенка заберут родители.
читать дальшеСвое | Не Бест? Пришли лучше!
Напряг бы у меня могло вызвать, если бы какая-то чужая тетя с каким-то шаблонным взглядом и потребностью отстоять свои методы вот так под гребенку общала бы разных детей. А когда это мать двухлетнего ребенка, судя по посту - адекватная, любящая и внимательная, у меня есть некая презумпция невиновности: я уверена, что она правда понимает своего ребенка, а не убеждает себя в этом. А значит - действует с ребенком в унисон, именно что называя его переживания, а не навязывая собственное видение.
Но я не думал, что сглаживание тоже двёт такой эффект, в моей картине мира эмоцию затыкает что-то типа "Хватит хныкать".
Масонская ложечка, ну, в два-то года оно попроще.
История супер
Мол, "ты моих чувств не понимала, ты вела себя по отношению ко мне неправильно - а вот я, в отличие от тебя, буду хорошей матерью для своей дочери".
Вообще, нас учили, что условно здоровый двухлетний ребенок с хорошей привязанностью, которого отвезли на два выходных к бабушке (если бабушку он видит не очень часто и она не является важной частью его мира), после своего возвращения будет демонстрировать агрессивное поведение почти в любом случае. Неважно, что там делала с ним бабушка - отвлекала сказкой или качала и утешала.
У мелких детей связь с матерью (или иным наиболее близким опекуном) очень тесная, а способность как-то прогнозировать будущее очень слабая. Мать для маленького ребенка при надежной привязанности - гарант выживания в этом мире, а вот эта вот слегка знакомая тетя, которая бабушка - ну, кто ее знает вообще. И вот этот гарант выживания оставил своего маленького беспомощного детеныша другой женщине, а сам куда-то свалил. То есть он, конечно, обещал послезавтра прийти, но не факт, что ребенок вообще осознает, когда это таинственное "послезавтра" будет. И не сожрут ли ее маму волки за это время. В общем, ребенок несколько напрягается, потому что на каком-то биологическом уровне чувствует угрозу для выживания. И тут любимый-долгожданный гарант выживания возвращается - и ребенок свое напряжение разряжает на нем - потому что ну какого же черта ты меня бросил и заставил страдать.
Причем объективно для психики ребенка ущерба при таком раскладе не будет - ну проявил агрессию, успокоился на руках у матери, убедился, что мать его любит и не собирается снова бросать - и все снова хорошо, все как прежде.
А вся эта канва про называние чувств - это, скорее, некие нейтральные для сюжета соображения матери про то, "как надо".
Ну то есть саму маму эта идея, быть может, вдохновляет - но в исполнении бабушки то же самое ребенку вряд ли зашло бы, потому что ребенок в такой ситуации хочет маму, а не бабушку - неважно, обычную или суперпринимающую, со сказкой или с разговорами про чувства.
Mark Cain, ну это тоже смотря кто утешает, наверное. Как педагог с детьми лет 5-8 так реально использовала отвлечение - и это идеальный прием, но там в том и суть, что ты не мама и при отсутствии должного доверия вот такое погружение в "ачтотычувствуешь" устроить не можешь, да и не нужно оно, если ты не психолог прям, который прицельно работает. А с мамой, может, оно и правда так лучше, как вот в посте. Мне кажется, меня больше пафос поста задел, вот с этим возвышением простых, в общем-то, для двухлетки переживаний.
Но это у меня в целом еще деформация, да, я вообще многие эмоции у взрослого считаю симптомом, как Ника выше пишет, но таким, который можно отсечь, но не анализировать, потому что все равно ж пройдет через пять минут.)
Масонская ложечка, блин, я очень ору с твоей истории))) Это да.
Noordkrone, ну там мать скорее всего в точку, потому что разлука как маленькая смерть и все вот это. Мне все еще почему-то сложно, но в целом я с тобой согласна) По крайней мере уметь называть свои чувства хоть как-то - это охерительно полезный навык.
Mr. White, "заткнуть эмоцию сейчас, чтобы бомбануло втройне потом", вот знаешь, мне кажется, что я тоже про это всегда помню, но у меня все равно первая реакция на любую сильную эмоцию - "охтыепт, что за срань, уйди немедленно из меня, надо отвлечься!" х)
vrizrak, во, мне очень нравится про канву. Там реально, имхо, скорее погладить-обнять важно, а слова - как дополнительное, может послужить тому самому "учись называть чувства", а может и нет, но в целом вряд ли хуже сделает.
Типа: ребёнок бежал, споткнулся, упал. Что делаю я: спокойно помогаю встать, если надо, проверяю, не надо ли его обрабатывать йодом и зелёнкой. Спрашиваю - надо ли ему пожалеться. Чаще всего надо, но не всегда. Обнимаю, глажу по спинке, спокойно рассказываю, шо это было - ты быстро бежал, споткнулся, упал и ударился. Наверное, ты немножко испугался. У тебя ножке больно? Давай подуем. В результате детёныш за минуту успокаивается и счастливо несётся дальше.
Что делает бабушка: с плохо скрываемым ужасом начинает бегать вокруг ребёнка и вываливать на него все доступные удовольствия со скоростью небольшого пулемёта - Не плачь, вот, смотри, там птичка полетела! А вот какая машинка! Не плачь! Давай машинку повозим! Ай, ладушки-ладушки! А хочешь печенье? А вот мы сейчас пойдём в окошко смотреть! - и это всё непрерывным потоком, с нервной улыбкой. В результате ребёнок убеждается в том, что с ним случилось что-то СТРАШНОЕ и успокоить его становится малореально.