"Воин ты света или не воин света?" (с)
Прежде чем я поведаю о сектантских плясках и о любовной драме прекрасной ивы, я поясню: сегодня на нашем факультете был марафон психотерапии и практической психологии. Говоря проще, серия мастер-классов. С двух до семи - мастер-классы, дальше - фильм, но на фильм я уже не осталась.
Так вот. Честно говоря, после таких дней мне кажется, что пять часов мастер-классов - это в чем-то больше, чем полтора года обучения в нашем универе. Да весь курс профессиональной этики вместе с полуторагодичным курсом английского стоят меньше, чем один мастер-класс.
Про английский - это отдельный разговор. Давайте, дети, вспомним модальный глагол "can" и поговорим про "present perfect" два месяца, почему нет?
В общем, это был щедрый на новые впечатления и новые знания день. Сегодня я побывала на трех мастер-классах, и про каждый я расскажу отдельно.
"Психодрама - будничное волшебство"
Так назывался мастер-класс. "Будничное волшебство".
Знаете, психодрама еще в прошлом году привлекла меня тем, что у нее есть... Что-то общее с ролевыми. То есть, с ролевыми как есть - не слишком много, но это дело моего восприятия мира ролевых игр. Для меня игра изначально была не удовольствием, а шагом навстречу своим страхам. Страху, если говорить точнее, одному - страху перед новыми людьми, перед необходимостью говорить, действовать напоказ. Сначала - просто страху, такому большому, неконкретному, потом - конкретным проблемам, которые этот страх образовывали. У каждой моей роли, на самом-то деле, была изначальная цель. Самым важным вызовом внутренним зажимам был Ортвин - неспокойный, _вечно говорящий_ мальчик, который напоказ творит все, что вздумается. Мое стремление к незаметности в обществе - и его стремление выразить себя. Но суть не только в страхах, конечно. Суть в том, что такие, как я (лол хД), не всегда могут взаимодействовать с людьми спокойно, не могут идти на контакт - а вживание в роль того, кто может, тренировка позволяют... учиться.
Психодрама, как нам объясняли, есть по сути проигрывание каких-то проблем. Здесь же - проговаривание чувств, озвучивание _истинных_ чувств и намерений. Для чего? Для адекватного и гармоничного взаимодействия с окружающими, если говорить грубо. Психодрама - как и ролевые, отчасти - позволяет научиться понимать других людей. Понимать их чувства. Облекать их чувства в слова - и находить потом эти "истинные слова" в настоящих, которые звучат.
Психодрама - потрясающая штука.
Сегодняшний мастер-класс начался с того, что нам рассказали кратко об основах, а потом предложили вообразить себя предметом интерьера в данной аудитории и рассказать о себе, если нам хочется. Я была оранжевыми обоями. И я очень хотела рассказать о том, как я обтекаю стены и создаю уют, но вызвали только первых желающих. х) У нас была девочка-кровать, "бюджетная кровать, можно купить на стипендию, но я только для студентов, и у меня есть стойка, как у велосипедах от банков, знаете, где можно записываться в очередь?". У нас был шкаф, были вредные часы ("меня ненавидят те, кто не умеет найти свой ритм!") и, кажется, что-то еще.
Потом мы образовали внешний и внутренний круги и... играли. В различные ситуации в парах. Кошка с мышкой, родитель с ребенком (некий юноша, на котором я повисла с криками "ПАПАКУПИМОРОЖЕНОЕОДНОДВАТРИИИ!", был очень мил и щедр хД), золотая рыбка и старик (этот хрен просил меня прикончить его старуху, но я отказалась из женской солидарности), пьяный муж и жена, скептик и вдохновенный романтик... и так далее. В результате этого упражнения я поняла, что у меня как-то вдруг исчезли проблемы с импровизацией.
Дальше мы рассматривали конкретную ситуацию. Там был тот самый воспитатель Валентин. х)) Который рассказал печальную историю о том, как он поругался с музыкальной руководительницей их сада. И мы... снова играли. Я говорю "играли" - но как таковой игры в смысле несерьезного взаимодействия там не было, конечно. Это, опять-таки, мое восприятие. Вживание в чужую роль для меня всегда игра, но серьезная. Мы делали интересную вещь. Дублирование. Те, кто сидит в кругу и смотрит на взаимодействие основных участников, могут в какой-то момент по дозволению ведущего выйти вперед и, положив руку на плечо одному из участников, озвучить его чувства или мысли. Так я в какой-то момент подошла к "музыкальной руководительнице" и закатила тираду на тему "эти-сопливые-юнцы-из-училищ-думают-что-они-все-знают!!" х)
И в целом этот мастер-класс мне очень понравился. Пожалуй, вот об этом направлении мне бы хотелось знать больше.
"Танец и движение как средства самопознания"
Наше тело хранит множество историй, историй о нас, историй о нашей семье и предках, историй о наших отношениях с миром, невысказанных историй обо всем.
Танцевальную двигательную терапию можно определить как целенаправленное использование выразительных движений и поз, взятых в терапевтическом сочетании, с целью укрепить образ "я". (с)
...сектантские пляски. Серьезно. Я не вру. Это выглядело полуторачасовой танцевальной вакханалией.
Но на самом деле, это невероятно крутая штука.
Но первые полчаса мне так не казалось. Сначала мы "учились чувствовать руку". Рука двигалась в пространстве под релаксирующую музыку. Минут десять. Потом мы всем телом двигались в пространстве (закрыв глаза) под релаксирующую музыку. И вот в эти минуты, когда я отчаянно пыталась расслабиться, меня дико раздражал шепоток и смех каких-то девчонок справа. И голос ведущей, которая скакала вокруг нас. Нет, она говорила полезные вещи, пытаясь настроить нас на нужную волну, но мне хотелось, чтобы пространство вокруг меня было пустым. Только я и музыка. Ни смеха, ни движений тела в десяти сантиметрах от меня! В какой-то момент раздражение достигло такой точки, что я думала, что или на девок рявкну сейчас, или просто уйду оттуда. Но потом... Как-то сошло на нет.
Но это... Очень показательная вещь. Я прекрасно знала, что страх неловких движений - тоже мой старый друг, вместе с его близнецом "над тобой будут смеяться", но здесь они показали себя очень явно. В начале плясок. К счастью, только в начале. Вот ты приоткрываешь глаза - и видишь танцующие руки, тела, которые вибрируют, а в аудитории горит свет, в этой аудитории ты завтра будешь сидеть и писать лекцию. Это очень сковывало.
Но ведущая говорила: "Позвольте этому быть. Главное - позвольте этому быть". Ну... позже я позволила, но еще не сейчас.
После движений в пространстве мы стали... играть хД Ну, делать одно упражнение. Разбились на пары. В паре один - свидетель, другой - движущийся. Движущийся закрывает глаза, свидетель придает ему "форму", то есть ставит в некую позу. Музыка все еще играет. Свидетель шепчет: "Движение!" - и движущийся движется. Свидетель говорит: "Стоп!" - и тот замирает в позе, в которой его застал сигнал. Одно "но": мы с девочкой поняли задание немножко неверно, и я, будучи свидетелем, после каждого "стоп" немного меняла ее позу. Оказалось, этого делать было не нужно. Но девочка зато потом сказала, что я каждый раз угадывала, какое движение ей хотелось сделать дальше, и давала ей... нужное направление. х) Так что мы, в целом, друг друга хорошо чувствовали.
...а потом движущимся стала я.
Романтическая история, лол Нет, конечно, я могла бы просто двигаться под музыку с закрытыми глазами. Но воспаленный мозг рождает образы и так, а уж когда темнота, движение и музыка... Ну, в общем, я была крестьянской девушкой. Которую заколдовала злая ведьма. Почему-за что-как - не ведаю, но заколдовала. И я стала деревом. Вернее, я долго им становилась под трагическую музыку. У меня были прекрасные ветви, которые клонились на ветру то в одну, то в другую сторону, я чувствовала себя невероятно гибкой и мягкой, во мне текли соки. Я была ивой. Но мне было плохо - я не могла сдвинуться с места, я лишилась человеческого сердца и возможности ходить, говорить, чувствовать что-то кончиками пальцев...
А потом пришел он. Прекрасный бард, который пел, устроившись в тени моей кроны. Он лежал на моих корнях, играл, и солнце золотило его щеки. И я полюбила его. Я защищала его от ветра или, наоборот, обмахивала его уставшее лицо. Я шуршала над ним, усыпляя, я слушала его песни...
Но он ушел. Конечно, он не мог не уйти, но - я ведь могла побежать за ним, крикнуть... Но не могла. Мои корни вросли в землю, мои ветви тянулись, тянулись ему вслед, ствол кренился... Но сдвинуться я не смогла.
Надо мной светило солнце. Я подставляла ему молодые листья, я молилась, я плакала.
...и я увядала от тоски. Мое тело склонилось к земле, ослабло, мои листья пожелтели и стали облетать. И я увяла однажды.
И сок перестал течь внутри меня.
Говоря простым языком, меня мотало там из стороны в сторону, изгибало под странными углами, роняло на землю к моим "корням", тянуло к "солнцу" (к свету лампы хД)... И, честно говоря, я забыла, что вокруг есть люди. Голос свидетеля останавливал меня или позволял двигаться - и это был голос... бога, понимаете? Кого-то, кто ведет тебя, кто творит твою историю, хотя даже и не вмешивается к нее. Кто всегда есть. Кто следит за тобой. Кто знает, что ты чувствуешь.
Но думаю, девочка слегка удивилась, когда я изложила после ей историю своих любовных мук.
Но самый выносящий момент - это когда музыка заканчивается, а ты открываешь глаза. Ты сидишь на коленях - и ты уже не в том месте, откуда начал. Ты старался держаться за землю корнями, да, но тебя отнесло в сторону. Открываешь глаза - а вокруг люди. Стоят. Кто-то пялится на тебя. Свет. Аудитория. Универ.
В этот момент меня прошибло диким смехом, потому что... Если представить, как это выглядело со стороны... 
Но ощущения остаются непередаваемые. И главное - это чувство свободы от. От своих страхов, от чужих взглядов. И чувство "я в своем мире". Я внутри себя. Я танцую то, что я чувствую.
В общем, это сильная для меня штука, да. Но - сектантские пляски. хД
"Театр Зрительских Историй. Playback театр"
Просто скажу - не впечатлилась. Суть этой штуки в том, что кто-то рассказывает историю, а актеры, сопереживающие и пропускающие эмоции рассказчика через себя, показывают. Отыгрывают.
Нет, упражнения там интересные. Те же дерганья руками-ногами (после танцев - фигня вообще, какие страхи, какие комплексы, давайте крутиться, давайте двигать бедрами, давайте изображать припадочных! хД). "Жидкая фигура". "Палитра". "Пары".
Это все, конечно, раскрепощает, тренирует мелкие театральные навыки, да. Но лично для меня - неактуально, наверное. Если у меня имеется важное чувство, которое не дает мне покоя, я лучше превращу его в рассказ. Я бы не хотела, чтобы мое личное кто-то изображал на сцене. Игра плейбековских актеров - это высшее выражение понимания, да, но тут уж кому что. х)
Как-то вот так. Надеюсь, в следующем году марафон повторится. х)
Так вот. Честно говоря, после таких дней мне кажется, что пять часов мастер-классов - это в чем-то больше, чем полтора года обучения в нашем универе. Да весь курс профессиональной этики вместе с полуторагодичным курсом английского стоят меньше, чем один мастер-класс.
Про английский - это отдельный разговор. Давайте, дети, вспомним модальный глагол "can" и поговорим про "present perfect" два месяца, почему нет?
В общем, это был щедрый на новые впечатления и новые знания день. Сегодня я побывала на трех мастер-классах, и про каждый я расскажу отдельно.
"Психодрама - будничное волшебство"
Так назывался мастер-класс. "Будничное волшебство".
Знаете, психодрама еще в прошлом году привлекла меня тем, что у нее есть... Что-то общее с ролевыми. То есть, с ролевыми как есть - не слишком много, но это дело моего восприятия мира ролевых игр. Для меня игра изначально была не удовольствием, а шагом навстречу своим страхам. Страху, если говорить точнее, одному - страху перед новыми людьми, перед необходимостью говорить, действовать напоказ. Сначала - просто страху, такому большому, неконкретному, потом - конкретным проблемам, которые этот страх образовывали. У каждой моей роли, на самом-то деле, была изначальная цель. Самым важным вызовом внутренним зажимам был Ортвин - неспокойный, _вечно говорящий_ мальчик, который напоказ творит все, что вздумается. Мое стремление к незаметности в обществе - и его стремление выразить себя. Но суть не только в страхах, конечно. Суть в том, что такие, как я (лол хД), не всегда могут взаимодействовать с людьми спокойно, не могут идти на контакт - а вживание в роль того, кто может, тренировка позволяют... учиться.
Психодрама, как нам объясняли, есть по сути проигрывание каких-то проблем. Здесь же - проговаривание чувств, озвучивание _истинных_ чувств и намерений. Для чего? Для адекватного и гармоничного взаимодействия с окружающими, если говорить грубо. Психодрама - как и ролевые, отчасти - позволяет научиться понимать других людей. Понимать их чувства. Облекать их чувства в слова - и находить потом эти "истинные слова" в настоящих, которые звучат.
Психодрама - потрясающая штука.
Сегодняшний мастер-класс начался с того, что нам рассказали кратко об основах, а потом предложили вообразить себя предметом интерьера в данной аудитории и рассказать о себе, если нам хочется. Я была оранжевыми обоями. И я очень хотела рассказать о том, как я обтекаю стены и создаю уют, но вызвали только первых желающих. х) У нас была девочка-кровать, "бюджетная кровать, можно купить на стипендию, но я только для студентов, и у меня есть стойка, как у велосипедах от банков, знаете, где можно записываться в очередь?". У нас был шкаф, были вредные часы ("меня ненавидят те, кто не умеет найти свой ритм!") и, кажется, что-то еще.
Потом мы образовали внешний и внутренний круги и... играли. В различные ситуации в парах. Кошка с мышкой, родитель с ребенком (некий юноша, на котором я повисла с криками "ПАПАКУПИМОРОЖЕНОЕОДНОДВАТРИИИ!", был очень мил и щедр хД), золотая рыбка и старик (этот хрен просил меня прикончить его старуху, но я отказалась из женской солидарности), пьяный муж и жена, скептик и вдохновенный романтик... и так далее. В результате этого упражнения я поняла, что у меня как-то вдруг исчезли проблемы с импровизацией.

Дальше мы рассматривали конкретную ситуацию. Там был тот самый воспитатель Валентин. х)) Который рассказал печальную историю о том, как он поругался с музыкальной руководительницей их сада. И мы... снова играли. Я говорю "играли" - но как таковой игры в смысле несерьезного взаимодействия там не было, конечно. Это, опять-таки, мое восприятие. Вживание в чужую роль для меня всегда игра, но серьезная. Мы делали интересную вещь. Дублирование. Те, кто сидит в кругу и смотрит на взаимодействие основных участников, могут в какой-то момент по дозволению ведущего выйти вперед и, положив руку на плечо одному из участников, озвучить его чувства или мысли. Так я в какой-то момент подошла к "музыкальной руководительнице" и закатила тираду на тему "эти-сопливые-юнцы-из-училищ-думают-что-они-все-знают!!" х)
И в целом этот мастер-класс мне очень понравился. Пожалуй, вот об этом направлении мне бы хотелось знать больше.
"Танец и движение как средства самопознания"
Наше тело хранит множество историй, историй о нас, историй о нашей семье и предках, историй о наших отношениях с миром, невысказанных историй обо всем.
Танцевальную двигательную терапию можно определить как целенаправленное использование выразительных движений и поз, взятых в терапевтическом сочетании, с целью укрепить образ "я". (с)
...сектантские пляски. Серьезно. Я не вру. Это выглядело полуторачасовой танцевальной вакханалией.

Но первые полчаса мне так не казалось. Сначала мы "учились чувствовать руку". Рука двигалась в пространстве под релаксирующую музыку. Минут десять. Потом мы всем телом двигались в пространстве (закрыв глаза) под релаксирующую музыку. И вот в эти минуты, когда я отчаянно пыталась расслабиться, меня дико раздражал шепоток и смех каких-то девчонок справа. И голос ведущей, которая скакала вокруг нас. Нет, она говорила полезные вещи, пытаясь настроить нас на нужную волну, но мне хотелось, чтобы пространство вокруг меня было пустым. Только я и музыка. Ни смеха, ни движений тела в десяти сантиметрах от меня! В какой-то момент раздражение достигло такой точки, что я думала, что или на девок рявкну сейчас, или просто уйду оттуда. Но потом... Как-то сошло на нет.
Но это... Очень показательная вещь. Я прекрасно знала, что страх неловких движений - тоже мой старый друг, вместе с его близнецом "над тобой будут смеяться", но здесь они показали себя очень явно. В начале плясок. К счастью, только в начале. Вот ты приоткрываешь глаза - и видишь танцующие руки, тела, которые вибрируют, а в аудитории горит свет, в этой аудитории ты завтра будешь сидеть и писать лекцию. Это очень сковывало.
Но ведущая говорила: "Позвольте этому быть. Главное - позвольте этому быть". Ну... позже я позволила, но еще не сейчас.
После движений в пространстве мы стали... играть хД Ну, делать одно упражнение. Разбились на пары. В паре один - свидетель, другой - движущийся. Движущийся закрывает глаза, свидетель придает ему "форму", то есть ставит в некую позу. Музыка все еще играет. Свидетель шепчет: "Движение!" - и движущийся движется. Свидетель говорит: "Стоп!" - и тот замирает в позе, в которой его застал сигнал. Одно "но": мы с девочкой поняли задание немножко неверно, и я, будучи свидетелем, после каждого "стоп" немного меняла ее позу. Оказалось, этого делать было не нужно. Но девочка зато потом сказала, что я каждый раз угадывала, какое движение ей хотелось сделать дальше, и давала ей... нужное направление. х) Так что мы, в целом, друг друга хорошо чувствовали.

...а потом движущимся стала я.

Романтическая история, лол Нет, конечно, я могла бы просто двигаться под музыку с закрытыми глазами. Но воспаленный мозг рождает образы и так, а уж когда темнота, движение и музыка... Ну, в общем, я была крестьянской девушкой. Которую заколдовала злая ведьма. Почему-за что-как - не ведаю, но заколдовала. И я стала деревом. Вернее, я долго им становилась под трагическую музыку. У меня были прекрасные ветви, которые клонились на ветру то в одну, то в другую сторону, я чувствовала себя невероятно гибкой и мягкой, во мне текли соки. Я была ивой. Но мне было плохо - я не могла сдвинуться с места, я лишилась человеческого сердца и возможности ходить, говорить, чувствовать что-то кончиками пальцев...
А потом пришел он. Прекрасный бард, который пел, устроившись в тени моей кроны. Он лежал на моих корнях, играл, и солнце золотило его щеки. И я полюбила его. Я защищала его от ветра или, наоборот, обмахивала его уставшее лицо. Я шуршала над ним, усыпляя, я слушала его песни...
Но он ушел. Конечно, он не мог не уйти, но - я ведь могла побежать за ним, крикнуть... Но не могла. Мои корни вросли в землю, мои ветви тянулись, тянулись ему вслед, ствол кренился... Но сдвинуться я не смогла.
Надо мной светило солнце. Я подставляла ему молодые листья, я молилась, я плакала.
...и я увядала от тоски. Мое тело склонилось к земле, ослабло, мои листья пожелтели и стали облетать. И я увяла однажды.
И сок перестал течь внутри меня.
Говоря простым языком, меня мотало там из стороны в сторону, изгибало под странными углами, роняло на землю к моим "корням", тянуло к "солнцу" (к свету лампы хД)... И, честно говоря, я забыла, что вокруг есть люди. Голос свидетеля останавливал меня или позволял двигаться - и это был голос... бога, понимаете? Кого-то, кто ведет тебя, кто творит твою историю, хотя даже и не вмешивается к нее. Кто всегда есть. Кто следит за тобой. Кто знает, что ты чувствуешь.
Но думаю, девочка слегка удивилась, когда я изложила после ей историю своих любовных мук.
Но самый выносящий момент - это когда музыка заканчивается, а ты открываешь глаза. Ты сидишь на коленях - и ты уже не в том месте, откуда начал. Ты старался держаться за землю корнями, да, но тебя отнесло в сторону. Открываешь глаза - а вокруг люди. Стоят. Кто-то пялится на тебя. Свет. Аудитория. Универ.



Но ощущения остаются непередаваемые. И главное - это чувство свободы от. От своих страхов, от чужих взглядов. И чувство "я в своем мире". Я внутри себя. Я танцую то, что я чувствую.
В общем, это сильная для меня штука, да. Но - сектантские пляски. хД
"Театр Зрительских Историй. Playback театр"
Просто скажу - не впечатлилась. Суть этой штуки в том, что кто-то рассказывает историю, а актеры, сопереживающие и пропускающие эмоции рассказчика через себя, показывают. Отыгрывают.
Нет, упражнения там интересные. Те же дерганья руками-ногами (после танцев - фигня вообще, какие страхи, какие комплексы, давайте крутиться, давайте двигать бедрами, давайте изображать припадочных! хД). "Жидкая фигура". "Палитра". "Пары".
Это все, конечно, раскрепощает, тренирует мелкие театральные навыки, да. Но лично для меня - неактуально, наверное. Если у меня имеется важное чувство, которое не дает мне покоя, я лучше превращу его в рассказ. Я бы не хотела, чтобы мое личное кто-то изображал на сцене. Игра плейбековских актеров - это высшее выражение понимания, да, но тут уж кому что. х)
Как-то вот так. Надеюсь, в следующем году марафон повторится. х)